Листинг на «Московской бирже» - более короткий путь к западным инвесторам
По мнению экспертов инвестиционной компании «Премиум Капитал», стремление отдельных российских компаний выходить на западные фондовые рынки в обход ОАО «Московская биржа», во многих случаях, неоправданно, поскольку не учитывает сложность этой процедуры и стоимость возможных затрат.
Выход на западные биржевые площадки для привлечения инвесторов возможен по двум сценариям – на зарубежные фондовые площадки или через Московскую биржу. В первом случае, если компания предполагает обращение на зарубежных рынках, к примеру, на Франкфуртской фондовой бирже, ей придется перерегистрировать ОАО в Европейскую юрисдикцию, перевести туда активы, найти квалифицированных адвокатов и аудиторов, которые помогут оформить документы и зарегистрировать там проспект эмиссии. Это потребует серьезных усилий, а сама процедура будет дороже минимум в три-четыре раза и может затянуться на два-три года. Альтернативный сценарий предполагает проведение листинга на Московской бирже с последующим выпуском депозитарных расписок. Это − производные ценные бумаги, после выпуска которых компании-эмитенты, согласно действующему законодательству, получают право размещать акции за пределами страны, в которой зарегистрировано юридическое лицо фирмы. Депозитарные расписки бывают двух видов: АДР (Американские депозитарные расписки) и ГДР (Глобальные депозитарные расписки). Данный сценарий, по мнению специалистов инвестиционной компании «Премиум Капитал» (www.premiumcapital.ru), во всех отношениях более предпочтителен, поскольку позволяет российской компании значительно экономить время и деньги.
«Если руководство компании стремится оптимизировать свои расходы и получить доступ к зарубежным рынкам максимально быстрым путем, рациональным решением будет проведение листинга на Московской бирже, ─ говорит Степан Шепелев, руководитель инвестиционно-банковского департамента ИК «Премиум Капитал». ─ Процедура листинга требует гораздо меньше времени и средств – что в дальнейшем позволит нарастить капитализацию компании и выйти на зарубежные рынки уже через 5-6 месяцев. Реальность и доступность этого способа подтверждает деятельность таких крупных компаний как Газпром, Лукойл, РАО «ЕЭС России», Ростелеком, МТС, которые вышли на фондовые рынки Европы и США после прохождения процедуры листинга».