Bussines News

АвтоВАЗ переходит на евростандарты

Опубликовано

ОАО «АвтоВАЗ» полностью прекратит с середины следующего года производство моделей машин с карбюраторными двигателями. До 1 июля 2006 г. еще будет выпущено чуть более 50 тыс. «пятерок» и «семерок», оснащенных «старыми» моторами, затем со второй линии главного конвейера предприятия станут сходить только инжекторные модели.

ОАО «АвтоВАЗ» – крупнейшее предприятие российского автомобилестроения, контролирующее свыше 40% отечественного рынка легковых автомобилей. Выручка группы «АвтоВАЗ» по МСФО в 2004 г. достигла 160,5 млрд руб., EBITDA – около 16,9 млрд руб. По отношению к 2003 г. прирост составил 22,8% и 36,9% соответственно.

На «АвтоВАЗе» объясняют новшество введением в России со следующего года обязательных стандартов «Евро-2», которым карбюраторные движки никак не отвечают. При этом разница в цене («классическая» модель с инжекторным двигателем примерно на 300 долл. дороже) считается небольшой и не подрывающей устойчивый спрос на указанное семейство машин. Напомним: ВАЗ-2107 до сих пор считается самой ходовой моделью «АвтоВАЗа», в текущем году с конвейера должно сойти примерно 200 тыс. «семерок» (при этом 160 тыс. преимущественно карбюраторных моделей этой серии предназначалось для российского рынка).

«"Пятерки" и особенно "семерки" пользуются настолько большой популярностью у населения, что полный переход на модификацию с инжекторным двигателем не должен отразиться на спросе на эти модели, – сказал RBC daily заместитель руководителя службы по связям с общественностью «АвтоВАЗа» Александр Громков. – Разница в цене несущественна, и в любом случае конкурентов в этой нише у нас нет».

Эксперты соглашаются с этим мнением, но с известными оговорками. «Те классические модели, которые еще собирают на «АвтоВАЗе», имеют потребителя с жестко рассчитанным бюджетом, – сказал RBC daily эксперт компании «Аксион-БКГ» Владимир Скопцов. – Непосредственно утрату карбюраторной «классики» и переход на инжекторный двигатель они действительно перенесут, но для них может возникнуть проблема дополнительных расходов. Карбюратор легко ремонтируется самостоятельно в полевых условиях, а вот впрысковые системы требуют как минимум гаражного ремонта и т. д. В любом случае потенциально это новые расходы, чувствительные для малобюджетной категории, и уменьшить их теперь можно лишь повышая качество двигателя (чтобы он не ломался), но это может привести к новому росту стоимости автомобиля, что уже серьезно».

В любом случае, считают эксперты, качественные перемены в российском автопроме, может быть, происходят медленнее, чем хотелось бы, но все-таки происходят. И это дает надежду на будущее. Тот же «АвтоВАЗ» последовательно снимал с конвейера морально устаревшие заднеприводные «четверки» и «шестерки» и переднеприводные модели 2108 и 2109. «Семерка» производится в Тольятти с 1982 г., а «пятерка» – и вовсе с 1979 г., и такая «живучесть» объясняется как спецификой российского потребителя (в массе своей небогатого и консервативного), так и особенностями отношения к России западных инвесторов.

Что касается отсутствия конкуренции, то, как считает бизнес-директор компании «Развитие бизнес-систем» Александр Либеров, «это само по себе не очень хорошо, тем более если такое отсутствие создавалось во многом искусственно, – и пошлины на подержанные иномарки, и затягивание перехода нашего автопрома на евростандарты, и т. д. Но ситуация меняется, и пусть не все сообщения о приходе в нашу страну многих западных производителей соответствуют действительности, факт, что выстраивается очередь из желающих осуществить инвестиции в автопром. При этом модели в нише 5-6 тыс. долл., занимаемой ныне вазовской «классикой», есть не только у азиатских, но и у некоторых европейских производителей (например, у FIAT), и прояснение правил игры на нашем рынке будет способствовать тому, что они придут сюда и усилят конкуренцию во всех нишах». «Некоторые европейские «малютки» действительно по цене могут быть близкими к нашей «классике», однако по своему функциональному назначению и вместимости они сильно от нее отличаются и вряд ли подойдут «вазовской» потребительской аудитории, – считает Владимир Скопцов. – Скорее соответствующее предложение нашим «бюджетным» потребителям возможно со стороны корейских, в еще большей степени китайских и, не исключено, иранских производителей».

Так или иначе, на «АвтоВАЗе» утверждают, что они не обижают потребителей своих традиционных моделей (помимо инжекторной «классики», в следующем году будет сохранено и даже чуть увеличено производство «старой» «Нивы»), но делают акцент на новых машинах. «Прирост физических объемов производства в 2006 г., а мы намерены увеличить его более чем на 4%, целиком будет обеспечен за счет различных модификаций "Калины"», – говорит Александр Громков.

Автор: Алексей Виноградов, www.rbcdaily.ru