Особенности удмуртского бюджета на 2006 год
“Он очень похож на предыдущий”, - охарактеризовала бюджет Удмуртской Республики на 2006 год глава бюджетной комиссии Госсовета УР Софья Широбокова. На пресс-конференции 8 декабря Софья Эльфатовна была в отличном расположении духа: на прошедшей перед этим согласительной комиссии Минфин Удмуртии позволил лоббистам увеличить расходную часть на 900 млн рублей. В итоге новый бюджет по доходам и расходам получился на 28% больше бюджета текущего года в том виде, в котором его утверждали. Но проблему нехватки денег это, конечно же, не решило: дефицит бюджета по сравнению с прошлогодним вырос еще значительней.
Итоги согласительной комиссии по бюджету, а также результаты годового исполнения бюджета показывают, что Министерство финансов Удмуртии при верстке занижает доходную часть на сумму чуть меньше 1 млрд рублей – примерно на такую же и даже большую сумму депутаты Госсовета Удмуртии ежегодно пытаются увеличить бюджетные расходы. Им обычно не дают этого сделать даже наполовину, но в этом году все было не так. На согласительной комиссии по бюджету на 2006 год удмуртский Минфин принял предложения представителей Госсовета УР по увеличению доходов республики на 613 млн рублей. Как обычно, еще 400-500 млн рублей может остаться в конце года в виде переходящих остатков, которыми частично закроют дефицит бюджета на 2007 год. Вот и набегает тот самый “заначенный” миллиард.
Доходы: минус акцизы, плюс НДПИ
Прижимистый Минфин УР в этом году оказался на редкость уступчивым: в процессе “распиливания” денег между сторонами согласительной комиссии расходная часть выросла сразу на 6% от запланированного уровня. Вряд ли правительственные финансисты выложили все козырные карты: скорее всего, только половину. Но уже впечатляет. В “заначке” республиканского Минфина, надо полагать, находится адекватная сумма, которая поможет Удмуртии в трудный год гарантированно свести дебет с кредитом – может быть, даже с небольшим профицитом.
Итак, в проекте бюджета на 2006 год доходная часть после внесенных поправок составляет 15,939 млрд рублей. Более половины (60%) всех доходов бюджета Удмуртии, как и в 2005 году, будет сформировано за счет налогов на прибыль и доходы физических лиц. При этом воодушевленное ростом налогооблагаемой базы в текущем году правительство Удмуртии запланировало собрать в 2006 году с предприятий 4,9 млрд рублей налога на прибыль, что на 65% больше уровня прошлого года. Около 70% этого налога должно поступить от нефтяных компаний, работающих в республике. Налог на доходы физических лиц вырастет куда более скромными темпами – на 6%.
Неравномерно вырастут ожидаемые суммы сборов и по другим налогам, пополняющим бюджет Удмуртии. Быстрое повышение цен на бензин определило соответствующий прирост по акцизам на этот вид топлива: в 2006 году Минфин УР планирует собрать 97,6 млн рублей бензиновых акцизов, что на 53% больше аналогичного показателя в бюджете текущего года. Тогда как по акцизам на дизельное топливо, которое практически сравнялось в цене с бензином, план вырос по сравнению с текущим годом всего на 8%. Еще один вид акцизных сборов – на крепкую алкогольную продукцию – снизится к уровню 2005 года на 80% и составит 188,5 рубля. Это связано с тем, что со следующего года в федеральный бюджет будет перечисляться 80% данного акциза. Таким образом, только на алкогольном акцизе республика недосчитается в 2006 году 700 млн рублей.
В какой-то мере выпадение будет компенсировано повышением сборов налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ): в проекте бюджета он должен составить 712 млн рублей, включая принятую на согласительной комиссии поправку в размере 137 млн рублей. В таком виде план по НДПИ (в бюджет Удмуртии от него поступает 5%) на следующий год в 2,2 раза превышает уровень текущего года.
Среди платежей, питающих бюджет, особенно сильно вырос налог на игорный бизнес – в 4 раза: в 2006 году правительство республики надеется собрать с букмекеров, владельцев игровых салонов и 114 млн рублей. Поднятием ставки этого налога чиновники, кроме того, надеются ограничить распространение игровых автоматов, с помощью которых население Удмуртии регулярно избавляется от существенной доли своей и так невысокой зарплаты. Есть среди источников дохода в следующем году и рекордсмен по падению. Это дивиденды по акциями, находящимся в собственности республики: снижение планируемого объема дохода по ним с 8 до 2 млн рублей (в 4 раза) вполне соответствует темпам, которыми правительство Удмуртии выставляет на продажу госпакеты наиболее ликвидных акций.
Безвозмездные поступления из бюджета РФ составят в 2006 году 1,735 млн рублей, что на 42% больше аналогичного показателя текущего года. Однако в консолидированном бюджете доля федеральной помощи снизится с 12 до 10%. Одной из наиболее весомых строк в перечне федеральной финансовой подпитки являются субсидии на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования – 300 млн рублей.
Расходы: президент Удмуртии – теперь на 30% дешевле
В 2006 году правительство Удмуртии запланировало потратить на жизнеобеспечение региона 17,313 млрд рублей. Потом на согласительную комиссию пришли парламентарии и раскрутили Минфин УР еще на 923 миллиона. В итоге получилось 18,237 млрд рублей расходов. При первом взгляде на их перечень бросается в глаза значительное снижение бюджетных затрат по строке “общегосударственные расходы”, куда входит и обеспечение работы органов власти: по сравнению с объемом финансирования текущего года эта сумма снизилась с 1,152 млрд рублей до 790 млн рублей, или на 32%, практически на треть.
Особенно вызывает изумление сокращение расходов на содержание президента Удмуртии: в 2006 году Александр Волков будет обходиться республике в 8712 рублей в день, или на 30% дешевле по сравнению с этим годом. В главе 303 ведомственной структуры расходов записано: кроме того, еще 8,741 млн рублей в строке “глава исполнительной власти”. Кто будет пользоваться этими деньгами - премьер Юрий Питкевич или Александр Волков, сказать так же трудно, как и понять юристов президента, кто же возглавляет исполнительную власть в республике.
Между тем суммы средств, направляемых на функционирование законодательных органов власти и правительства Удмуртии, выросли на 30% и 37% соответственно. Так откуда же взялось снижение “общегосударственных расходов”? Ответ прост: в 2006 году Удмуртия выплатит лишь 26% от объема госдолга, выплаченного в текущем году. Облегчение финансовой нагрузки получилось солидное – 474 млн рублей. Всего на функционирование представительных и исполнительных органов власти Удмуртии (включая аппарат главы республики) в 2006 году будет направлено 193,5 млн рублей, что на 47,3 млн рублей больше, чем в этом году. Общий рост ассигнований на содержание власти составил 32% - это связано отчасти и с реализацией реформы местного самоуправления, в ходе которой был создан второй уровень местного самоуправления со всеми вытекающими отсюда последствиями для бюджета. В ходе согласительной комиссии на реализацию 131 ФЗ было дополнительно выделено 50 млн рублей.
Из всех парламентских лоббистов в этот раз себя проявили аграрии под руководством Андрея Осколкова, рьяно пытавшиеся получить на поддержку сельского хозяйства 1,140 млрд рублей, тогда как Минфин УР запланировал на эти цели почти вдвое меньше. После прений с экономистами и финансистами Андрей Осколков снизил свои требования до “200-300 миллионов”. В результате аграрии добились на согласительной комиссии добавки в 143 млн рублей: таким образом, сумма поддержки сельского хозяйства Удмуртии в 2006 году составит 750 млн рублей. Судя по всему, Андрей Осколков в этот раз несколько не рассчитал свои лоббистские способности. Тем не менее, бюджет АПК увеличен на 23% - редко кому удавалось добиться на согласительной комиссии такого результата.
Финансирование МВД вырастет на 23%, транспортной отрасли – на 55%, здравоохранения – на 35%, социальной п