Bussines News

Wal-Mart подкрался незаметно

Опубликовано

Девелоперская компания "Макромир", в развитии которой участвуют основатель сети "Пятерочка" и акционер Х5 Retail Group Андрей Рогачев, намерена привести в Россию лидера мировой розничной торговли Wal-Mart, пишет РБК daily. Вчера "Макромир" сообщил, что в мае начал переговоры с американским ритейлером о партнерстве. Если стороны договорятся, либо Wal-Mart будет арендовать помещения в торговых ком­плексах, строительство которых уже начал "Макромир", либо российская компания будет строить специально для Wal-Mart. Но участники рынка сомневаются, что Wal-Mart принял окончательное решение о выходе на российский рынок, иначе сеть вела бы переговоры сразу с несколькими компаниями.

Переговоры о партнерстве с Wal-Mart, объединяющим более 6,7 тыс. магазинов в 14 странах мира, руководство "Макромира" начало больше месяца назад в рамках международной девелоперской выставки ICSC Spring Convention в Лас-Вегасе (США). "Мы максимально использовали возможность личного общения с другими участниками выставки, которые могли бы стать нашими партнерами", — комментирует генеральный директор "Макромира" Игорь Шабловский. По его словам, наиболее плодотворно прошли переговоры с Wal-Mart.

Вчера в "Макромире" подтвердили, что переговоры с Wal-Mart продолжаются, однако никаких конкретных решений пока не принято и документы не подписаны. Представитель Wal-Mart Кевин Гарднер факт переговоров с "Макромиром" не опроверг, но отметил РБК daily, что "объявить пока не о чем". Источник, знакомый с ходом переговоров, пояснил, что на данный момент речь идет о выводе на российский рынок Wal-Mart в формате гипермаркетов, то есть магазинов площадью около 20 тыс. кв. м. По его словам, стороны рассматривают два варианта сотрудничества: сдачу в аренду Wal-Mart помещений в строящихся торговых комплексах "Макромира" или их строительство специально для Wal-Mart.

Если развитие событий пойдет по первому сценарию, то Wal-Mart сможет выйти на плечах "Макромира" сразу в несколько российских регионов. В ближайшие пять лет торговые центры российской компании появятся в Санкт-Петербурге, Москве, Перми, Челябинске, Уфе, Самаре, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде. Три торговых комплекса площадью 72 тыс. кв. м уже построено в Санкт-Петербурге, еще семь (440 тыс. кв. м) находится на стадиях строительства и проектирования.

Между тем член наблюдательного совета "Макромира" Андрей Рогачев заявил РБК daily, что не присутствовал на переговорах с представителями Wal-Mart и даже ничего о них не слышал. "О какой-либо сделке между "Макромиром" и Wal-Mart можно будет говорить только тогда, когда менеджмент покажет подписанный протокол", — подчеркнул г-н Рогачев. Любопытно, что именно он инициировал переговоры о продаже сети гипермаркетов "Карусель" "со всеми потенциальными инвесторами", в том числе Wal-Mart. Но опцион на покупку "Карусели" принадлежит Х5, и группа не намерена от него отказываться.

Отметим, ряд опрошенных РБК daily участников рынка торговой недвижимости сомневаются, что акционеры Wal-Mart уже приняли окончательное решение инвестировать в Россию. "Иначе лидер мировой розницы начал бы переговоры не только с "Макромиром", а сразу с несколькими девелоперами, брокерами и консультантами в России", — поясняет руководитель отдела торговых помещений компании DTZ Дмитрий Хечумов.

Впрочем, участники рынка считают, что успех переговоров "Макромира" с Wal-Mart будет целиком зависеть от внутренней политики ритейлера и окончательного его решения, когда и каким способом выходить на российский рынок. "Если Wal-Mart примет решение в ближайшее время инвестировать в российский рынок, то у "Макро­мира" есть шансы договориться с розничным гигантом, поскольку профессиональные возможности девелопера смогут удовлетворить запросам ритейлера", — считает управляющий партнер компании Z-Realty Дмитрий Воробьев.

"Гипермаркеты Wal-Mart обычно являются самодостаточной формой торговли с разношерстным ассортиментом от продуктов питания до товаров для дома и располагаются особняком, — комментирует г-н Хечумов. — Редко вокруг гипермаркетов Wal-Mart формируется торговая галерея. С этой точки зрения Wal-Mart не вписывается в концепцию торговых комплексов "Макромира". Поэтому в случае успеха в переговорах "Макромиру" придется строить торговые центры специально под Wal-Mart".

С этим согласен и г-н Воробьев: "Скорее всего Wal-Mart при выходе на российский рынок последует стратегии немецкой Media Markt — прийти и "убить" конкурентов большим форматом, получив от по­ставщиков самые выгодные условия работы. Вероятно, первые гипермаркеты Wal-Mart в России будут крупнее уже присутствующей здесь сети Auchan — более 20 тыс. кв. м с большой многоуровневой парковкой минимум на 1,5 тыс. машиномест".

Business-News